Электронные ресурсы

ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ АЛ – ХОРЕЗМИ

В 1983 г. все прогрессивное человечество торжественно отмети­ло 1200 – летие со дня рождения одного из величайших ученых средневекового Востока, уроженца Хорезма Мухаммада ибн Мусы ал – Хррезми. Он внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Благодарное человечество по прошествии сто­летий отдает дань глубокого уважения гениальному ученому ал – Хорезми – Человеку всех времен. Ал – Хорезми был ученым широкого диапазона. По существу он положил начало восточному энциклопедизму, одинаково углуб­ляясь в проблемы математики, астрономии, географии, картогра­фии, истории и др. Ал – Хорезми подарил миру числа и систему счисления, заложил основу алгебры как науки. Настоящий сборник включает доклады и выступления участни­ков юбилейных торжеств, состоявшихся в Москве, Ташкенте и Ургенче. Со вступительным словом на Торжественном собрании в Москве выступил вице-президент академик П. Н. Федосеев. Он дал общий анализ эпохи, которая выдвинула такого ученого, как ал – Хорезми. В докладах академиков А. С. Садыкова, А. А. Дородницына и члена С. Асимова рассматривались творчество и вклад ал – Хорезми в развитие средневековой науки и культуры. В выступлениях и докладах на торжественном открытии науч­ной конференции в Ташкенте раскрыта роль ал – Хорезми в разви­тии различных отраслей науки. Научная конференция была про­должена в Ургенче. В докладах участников конференции освещались аспекты творчества ал – Хорез­ми, связанные с формированием и становлением в раннем средневе­ковье как в странах Ближнего и Среднего Востока, так и в Западной Европе подлинно научных изысканий в области математики, астро­номии, географии, истории, экономики и в других отраслях науч­ного знания. В работе научной конференции приняли участие зарубежные ученые – крупные специалисты по различным вопросам истории науки. При публикации их докладов нами сохранена принятая ими терминология.Большую работу по сбору материалов конференции, системати­зации и подготовке их к изданию осуществили Г. П. Матвиевская, А. А. Ахмедов. Мировая научная общественность отмечает в этом году 1200-летие выдающегося ученого средневекового Востока, основоположника многих отраслей научного знания Мухаммада ибн Мусы ал – Хорезми. Мировая цивилизация — это общий плод творческой деятель­ности народов, ценнейшее достояние всего человечества. Мы вы­соко ценим и глубоко чтим выдающихся деятелей науки и куль­туры разных стран и разных эпох, их вклад в развитие материаль­ной и культурной жизни народов. Сегодня мы собрались, чтобы отдать дань уважения и призна­тельности одному из таких прославленных деятелей, уроженцу средневекового Хорезма, входящего ныне в состав Узбекистана. Предшественник Фараби, Беруни, Ибн Сины и других знаме­нитых ученых средневекового Востока, ал – Хорезми разработал и оставил в наследство многие исходные принципы и понятия науки. Его заслуги, его воздействие на человеческое познание далеко вышли за пределы Среднеазиатского региона, получив мировое признание. Выдающееся значение ал – Хорезми в истории науки и мировой цивилизации состоит в том, что он еще 12 веков тому назад создал основополагающие для своего времени труды по важнейшим отраслям знания: арифметике, алгебре, геометрии, астрономии, географии, истории народов Средней Азии. Своей научной дея­тельностью по существу он охватил всю совокупность средневеко­вых знаний. Конечно, и сам ал – Хорезми опирался на достижения своих предшественников в науке. Ни один ученый не может создавать научные ценности без усвоения уже накопленных человечеством знаний. Преемственность в науке — это общая историческая за­кономерность и нельзя изолировать ученого от достижений его предшественников и творческого научного общения с современниками, полагая, что он открывает истины по наитию, независимо от общего исторического развития научной мысли. Это хорошо понимал и ал – Хорезми. Во введении к своему алгебраическому трактату он писал: «Ученые прошлых времен и ушедших народов не переставали писать книги по различным разделам науки и отраслям философии, имея в виду тех, кто будет после них, рас­считывая на награду соразмерно своим силам и надеясь, что им будет вознаграждение славой и памятью и достанется из правди­вых уст похвала, по сравнению с которой ничтожны взятые ими на себя труды и тяготы, принятые ими для раскрытия сокровен­ных тайн науки. Один из них опередил других в том, что не раз­рабатывалось до него, и оставил это в наследство тем, кто придет после него. Другой комментирует труды его предшественников и этим облегчает трудности, открывает закрытое, освещает путь и делает его более доступным. Или же это человек, который находит в некоторых книгах изъяны и соединяет разъединенное, думая хорошо о своем предшественнике, не заносясь перед ним и не гордясь тем, что сделал». В этом суждении о процессе научного творчества ал – Хорезми хорошо выразил и высоко оценил значение научного наследия в развитии человеческого познания. Однако важно учитывать не только преемственность в науке. Важно учитывать, прежде всего, жизненные потребности и запро­сы времени, в котором жил и творил тот или иной ученый. Руководствуясь требованиями научного метода, мы рассмат­риваем труды и творчество любого исторического деятеля в связи с конкретными условиями эпохи, на основе реальной жизни народа, уровня экономики, культуры и науки, словом, всех сторон общественного развития. Средневековый Хорезм, периодически потрясаемый войнами и раздорами,  все же многие века был одним из важных цент­ров цивилизации того времени. Среди аналогичных восточных центров он выделялся развитой городской жизнью, оживленной торговлей, многочисленными ремеслами, высоким искусством строительства крепостей, дворцов, духовных школ и культовых зданий, устойчивым земледелием, разветвленной сетью ороситель­ных каналов, караванных путей. В связи с многообразными зап­росами жизни получали развитие и научные знания. И сам ал – Хорезми – очень удачно, на наш взгляд, выразил сочетание практических потребностей народа и достижений науки своего времени. Характеризуя содержание книги об исчислениях, ал – Хорезми так определяет ее значение: «Заключающиеся в ней простые и сложные вопросы арифметики необходимы при дележе наследства, составлении завещания, разделе имущества и судеб­ных делах, а главное, в торговле и всевозможных сделках, а также при измерении земель, проведении каналов, в геометрии и прочих разновидностях подобных дел». Таким образом, практические потребности земледелия и осо­бенно орошения, строительство каналов, измерение земель, а также всякого рода имущественные отношения — вот тот круг практических вопросов, которыми занимался ал – Хорезми и на которые он старался дать ответы в своих математических трак­татах. Разрабатывая сложные теоретические проблемы, он непре­менно давал самые различные примеры решения практических задач.

Говоря о вкладе ал – Хорезми в различные области математики, “нельзя не упомянуть, что некоторые названия важнейших разде­лов современной науки связаны с именем этого средневекового ученого. Прежде всего, название алгебры, которое идет от слова «Алджабр», употребленного в названии одной из его книг. В наше время очень распространено в математике, вычислительной технике слово «алгоритм». Это, собственно, латинизированная транскрипция имени самого ал – Хорезми. Относительно предшественников ал – Хорезми говорил, что наря­ду с другими математическими направлениями и школами он мно­гое почерпнул у индийских математиков. В частности, благодаря этому через ал – Хорезми широкое распространение получила десятичная система счета. Она ведет свое начало из Индии и, собственно, само название трактата ал – Хорезми звучит так: «Об индийском счете». Если раньше числа обозначались буквами или словами, то ал – Хорезми употреблял так называемые краткие — арабские цифры, которые на самом деле произошли из Индии. Девять цифр от 1 до 9, плюс нуль или кружок, как говорил ал – Хорезми, — вот основа для всего счета. В сущности говоря, это, на первый взгляд, очень простое изменение можно сравнить с по­явлением буквенного письма. Если иероглифическое письмо обоз­начает особо каждое слово и понятие и необходимо запоминать тысячи и тысячи знаков, чтобы научиться писать и читать, то при буквенном письме, т. е. выделении всего трех – четырех десятков букв и их комбинировании, можно выразить все богат­ство языка, отобразить путем простой буквенной письменно­сти все достижения цивилизации. При помощи девяти цифр и нуля можно также и бесконечно варьировать и обозначать любые числа, вести любой счет. Это несколько упрощенная анало­гия, однако рождение цифровой системы было действительно пере­воротом в математических знаниях и в практике исчисления. Дости­жение, родившееся в Индии, благодаря ал – Хорезми и другим ученым распространилось не только в Средней Азии, на арабском Востоке, но и в Европе. Основа этого счета сохранилась и до сих пор. Значительное научное наследие оставил ал – Хорезми и в других областях знания, особенно по астрономии и географии. И в этих областях целью своих изысканий он имел практические приложе­ния. Живой интерес проявлял ал – Хорезми к проблемам календаря, солнечных часов, созданию астрономических приборов и таблиц, составлению географических карт и описанию материков и людей, нахождению способов ориентации на местности. Изучением наследия ал – Хорезми занимаются специалисты многих отраслей знания в различных странах мира. Собиранию, исследованию и изучению его трудов особо большое внимание уделяется в научных учреждениях. В связи с 1200 – летним юбилеем в Москве и Ташкенте изданы произведе­ния выдающегося ученого и сборники исследований о его твор­честве. Изучению вклада ал – Хорезми в мировую цивилизацию посвя­щается международная научная конференция, которая на днях состоится в Узбекистане. Международный характер изучения творчества ал – Хорезми дает хороший пример плодотворного сотрудничества ученых разных стран. В связи с этим следует отметить важное значение международных научных связей в поддержании и укреплении мирных отношений между народами. Ученые осуществляют сотрудничество с научными учреждениями в большинстве стран мира. Важной формой такого сотрудничества является участие ученых в глобальных и региональных программах и проектах ЮНЕСКО, таких как «Человек и биосфера», «Международная гидрологическая прог­рамма», «История научного и культурного развития человечест­ва», «История цивилизаций Центральной Азии» и т. д. В условиях обостряющейся международной напряженности мы сознаем большую ответственность и важную роль ученых в развитии мировой цивилизации. Ученые, как и все люди, активно поддер­живают мирные инициативы, принимают самое деятельное участие во всех акциях в защиту мира, во имя гуманизма и прогресса человечества. Отмечая 1200 – летие одного из выдающихся мировых ученых, мы подчеркиваем верность научной общественности гуманистическим традициям и идеалам мира, запечатленным во всей истории человеческой цивилизации.

Знаменательно, что 1200 -летняя годовщина выдающегося ученого мирового масштаба совпадает по времени с 2000  -летием столицы  Узбекистана – города Ташкента. Двухтысячелетие Ташкента знаменует богатые исторические традиции наших народов, многовековую историю развития циви­лизации на землях, ныне объединенных в едином.

АЛ – ХОРЕЗМИ – ЭПОХА, ЖИЗНЬ И ТРУДЫ

Имена выдающихся ученых прошлого, обогативших своими трудами мировую науку, широко известны не только у нас, но и во всем мире. Прогрессивное культурное наследие прошлого мы рассматри­ваем не только как страницы истории, но и как важный фактор развития национальной по форме, содержанию духовной культуры народов.За последние годы широко были отмечены юбилеи Давида Анахта,Рудаки, Фараби, Беруни, Ибн Сины, Фузули, Махтумкули,  и др.

В 1983 г. мировая и научная общественность торжественно отметила 1200 – летний юбилей ал –  Хорезми – велико­го среднеазиатского ученого, труды которого обусловили развитие ряда научных направлений и оставили неизгладимый след в исто­рии науки. Велика заслуга ал – Хорезми в развитии таких отраслей знания, как арифметика, астрономия, география, картография, история. Он явился основоположником алгебры как самостоятель­ной части математики. Труды Хорезми в течение нескольких сто­летий оказывали влияние на ученых Востока и Запада и долго служили образцом при написании учебников математики. Он был родоначальником средневекового среднеазиатского энциклопе­дизма. Влияние наследия ал -Хорезми на развитие научного познания оказалось настолько сильным, что уже в течение двенадцати веков не угасает к нему интерес всей научной общественности. Буквально в последние два десятилетия, независимо от юбилей­ной даты, во многих странах мира осуществлен ряд публикаций, посвященных различным аспектам творчества великого хорезмийца. В литературе по истории науки вся первая половина IX в. на­зывается эпохой ал – Хорезми, отдельные труды которого перево­дились на латинский язык уже в XII в. В настоящее время изуче­нию его наследия посвящена обширная литература на многих языках мира, общее число которых превышает 300 названий. Огромная работа проделана по исследованию трудов Мухаммада ибн Мусы ал – Хорезми отечественными учеными. В первой четверти XX в. В. В. Бартольд обратил внимание на географиче­ский трактат ал – Хорезми. В тридцатые годы этой работой велико­го хорезмийца заинтересовался академик И. Ю. Крачковский. Оба ученых дали самую высокую оценку географическому труду ал – Хорезми. История сохранила очень мало биографических сведений об ал – Хорезми. Он родился, примерно, в 783 г., умер после 847 г. Родина ученого — Хорезм — один из древнейших очагов циви­лизации на Востоке. По данным многих зарубежных ученых, за­нимающихся изучением наследия ал – Хорезми, он родился в горо­де Хиве. В Хорезме к началу IX в. сложились традиции древней и са­мобытной культуры. Великий среднеазиатский ученый Абу Райхан Беруни (973—1048) относил начало летосчисления хорезмийцев к 1292 г. до н.э. Он же дал краткое описание истории Хорезма. Более подробные сведения о древней истории этого края по­лучены благодаря археологическим раскопкам, которые начали проводиться здесь в время. Особенно большую роль в изучении истории древнего к средневекового Хорезма сыграли материалы археологических раскопок, проведенных под руко­водством выдающегося ученого С. П. Толстова. Цен­ные находки археологов, дополняющие сообщения средневековых ученых, позволили составить представление о высокоразвитой ци­вилизации древнего Хорезма. На территории Хорезма обнаружены остатки грандиозной оросительной системы, созданной задолго до начала нашего летосчисления – во II тысячелетии до н. э. В старинных книгах встречаются сообщения о больших, хорошо укрепленных городах Хорезма – его древней столице Кят (сейчас гор. Беруни), Гургандже (ныне городище Куня – Ургенч) и др.  Археологи обнаружили в Хорезме развалины многочисленных крепостей, дворцов и других построек, что подтверждает указанные сообще­ния. В городах Хорезма работали ремесленники, создавшие заме­чательные образцы прикладного искусства. При раскопках также найдены великолепные произведения древних художников и скульпторов. История научной мысли находится в неразрывной связи с экономической, социальной и культурной историей общества. Поэтому можно не сомневаться в том, что уже в древности Хорезме сформировались основы точных наук. Достижения хорезмийцев в области хозяйственной жизни были бы невозможны без определенных познаний в математике, геодезии, астрономии и т. д. Хорезмийцы разработали собственную календарную систему. Ее подробно описал Беруни в своем труде «Памятники минувших поколений». Сейчас археологи обнаружили подлинные документы календарного содержания, относящиеся к III в., которые под­тверждают сообщения Беруни. Большую роль в развитии науки в Средней Азии сыграл ве­ликий ученый – энциклопедист Мухаммад ибн Муса ал – Хорезми. Ал – Хорезми как ученый сформировался в Хорезме. Здесь же он получил широкую известность. Поэтому неслучайно, что он при­надлежал к среднеазиатским ученым, привлеченным для работы столице Арабского халифата Багдаде. Таких ученых было нема­ло. Среди современников ал – Хорезми, живших в Багдаде, можно назвать, например, знаменитых астрономов Абу – л – Аббаса Ахмада ал – Фергани и Ахмеда ибн Абдаллаха ал – Марвази, известного под именем Хабаш ал – Хасиб. Первый из них был выходцем из Ферга­ны, другой – из Мерва. Многообразные научные интересы ал – Хорезми касались мате­матики, теоретической и практической астрономии, географии и истории. Его сочинения сыграли важную роль в развитии этих наук.

Из трудов, написанных ал – Хорезми, сохранились не все. Неко­торые из них утеряны. Но и сохранившиеся сочинения позволяют высоко оценить научное наследие великого ученого. По данным, которыми мы располагаем, ал – Хорезми оставил после себя 12 сочинений: 1) «Краткая книга об исчислении алге­бры и алмукабалы», 2) «Книга об индийском счете», 3) «Книга о сложении и вычитании», 4) «Книга картины Земли», 5) «Зидж», 6) «Книга о действиях с астролябией», 7) «Книга о действии ас­тролябии», 8) «Определение азимута при помощи астролябии», 9) «Книга о солнечных часах», 10) «Книга истории», 11) «Трактат об определении календаря иудеев», 12) «Книга введений в астро­номическое искусство». Из указанных двенадцати сочинений ал – Хорезми четыре не сохранились. Остальные восемь до нас дошли в арабском ориги­нале, в латинском переводе, либо в виде фрагментов в сочинениях других средневековых ученых. Наибольшую славу в истории науки ал – Хорезми принесли его математические труды, сыгравшие огромную роль в дальнейшем развитии науки на Востоке и Западе. В них систематизированно изложена арифметика, основанная на десятичной позиционной системе счисления с применением нуля. т. е. та арифметика, кото­рая в наши дни представляется столь обычной и естественной. Десятичная позиционная система счисления возникла в Индии, и поэтому ал –  Хорезми, а вслед за ним и другие средневековые математики, называли ее «индийской». Однако долгое время она не выходила за пределы Индии и только благодаря книге ал – Хорезми «индийская арифметика» получила широкое распростране­ние в странах Ближнего и Среднего Востока, где до этого быто­вали различные способы обозначения чисел и методы вычислений. В деловых операциях широко применялся так называемый «руч­ной» или «пальцевый» счет, имевший древнее происхождение. После появления трактата ал – Хорезми об индийской арифме­тике математики получили возможность сравнить между собой все эти методы и определить, какой из них наиболее удобен для решения практических задач. Подлинный арабский текст арифметического трактата ал – Хо­резми утерян. Однако его содержание хорошо известно нам по латинскому переводу, выполненному еще в XII в. После появления трактата ал – Хорезми об индийской арифме­тике изложенные в нем методы начали быстро распространяться среди математиков и астрономов стран Ближнего и Среднего Востока. Алгебраический трактат ал – Хорезми дошел до нас на языке подлинника: в Оксфорде хранится арабская рукопись, переписан­ная в 1342 г. Ее текст был опубликован в 1831 г. вместе с англий­ским переводом. С тех пор этот текст не раз переиздавался и пере­водился на современные европейские и восточные языки. Издан и русский перевод. Кроме арабского оригинала, существует два средневековых латинских перевода, которые выполнены в XII в. Зачатки алгебры существовали еще до ал – Хорезми. Решать простейшие алгебраические задачи люди научились в глубокой древности. Однако до ал – Хорезми алгебраические приемы разъ­яснялись лишь для отдельных конкретных задач, они не были сформулированы в виде общих правил, составляющих единую научную теорию. Позднее в первоначальном виде такая теория была создана, но ее методы – геометрические – значительно отли­чались от тех, с которыми знакомятся в наши дни ученики сред­ней школы. Алгебраический трактат ал – Хор«зми занимает в истории мате­матики особое место потому, что в нем алгебра впервые была пред­ставлена как наука об общих методах решения числовых линей­ных и квадратных уравнений. Правда, форма изложения этих методов непривычна для нас. Во времена ал – Хорезми буквенная символика еще не была введена и поэтому все правила даются в словесном выражении. По существу же эти рассуждения вполне понятны и близки современному математику. Наряду с вопросами теории ученые занимались и проблемами практической геометрии, с которыми постоянно сталкивались землемеры, ремесленники, строители. Поэтому математики писали специальные сочинения, служившие руководством для практиков. В них обычно не было доказательств, а приводились только опре­деления основных геометрических понятий и правила измерения фигур и тел. Правила разъяснялись на многочисленных конкрет­ных примерах. Впервые в литературе на арабском языке такое собрание све­дений, необходимых в практической и хозяйственной деятель­ности человека, дал ал – Хорезми. Этим вопросам посвящен гео­метрический раздел его «Алгебры» под названием «Глава об из­мерении», в котором основное внимание уделено измерению фи­гур и тел. Астрономия занимала ведущее место среди точных наук на средневековом Востоке. Без нее нельзя было обойтись ни в оро­шаемом земледелии, ни в морской и сухопутной торговле. Поэто­му уже в VIII в. в Багдаде и других городах халифата начались интенсивные астрономические исследования. Переводились на арабский язык древнегреческие сочинения по астрономии, например, «Альмагест» Птолемея. В IX в. появились первые самостоятельные труды по астрономии на арабском языке. Среди них значительное место занимали зиджи – сборники астроно­мических и тригонометрических таблиц, нужных для решения мно­гих задач практической астрономии. С помощью этих таблиц вы­числялись положения светил на небесной сфере, определялись моменты начала солнечных и лунных затмений и т. д. Они служи­ли для измерения времени. В зиджах таблицы дополнялись подроб­ными теоретическими разъяснениями. К числу первых зиджей относится «Зидж» ал – Хорезми. Это со­чинение принесло ему славу при жизни и высоко ценилось астроно­мами более поздних времен. Труд ал – Хорезми представляет боль­шой интерес для тех, кто изучает историю астрономии. Ученые IX в.  работавшие в Багдаде, стремились объединить теорию ан­тичных астрономов с индийскими астрономическими теориями и учениями, распространенными в доисламском Иране. Ал – Хорезми в своем «Зидже» подробно разъяснил методы, разработанные в Индии. Они дополнили теорию Птолемея, ставшую основой астро­номии на Ближнем и Среднем Востоке. Впервые в литературе на арабском языке в «Зидже» была дана таблица синусов и введен тангенс. С математическими и астрономическими трудами восточных ученых были тесно связаны сочинения по географии. Автором первого географического труда «Книга картины Зем­ли» был ал – Хорезми, чей труд, по словам академика В. В. Бартольда, положил начало арабской географической науке. Ал – Хорезми подробно описал известную в то время обитаемую часть Земли и дал ее картину с изображением морей, островов, гор, рек и указанием координат важнейших населенных пунктов. Географический труд ал – Хорезми в течение многих столетий, вплоть до эпохи великих географических открытий, являлся осно­вополагающим сочинением по географии. Его «Книга картины Земли» сыграла определенную роль в развитии географии в стра­нах Востока. Она была первым сочинением по географии на сред невековом Востоке, положившим начало исследованиям в этом направлении. Ал-Хорезми обладал энциклопедическими знаниями. Во всех своих произведениях он выступал смелым новатором. Каждое из его сочинений сыграло основополагающую роль, положив начало той или иной науке.

 

Published in: ||on Aprel 9th, 2010 |No Comments »